Все для детей

Топ, топ, топает малыш

После рождения ваш ребенок делает успехи во всех областях и всему учится, и вы по мере возможности помогаете ему в возрасте от 12 до 18 месяцев он преодолевает важный этап, так как начинает ходить.

После рождения у ребенка имеется рефлекс ходьбы: если держать его на уровне груди или живота, чтобы ноги касались стола, он делает несколько шагов вперед, но этот первичный рефлекс исчезает через пять-шесть недель, и ребенок по-настоящему научится ходить только после года, и ему долго придется учиться этому. Примерно до года он готовится, обследует окружающее пространство, измеряет его, прежде чем броситься на его покорение.

В возрасте от 1 до 4 месяцев ребенок любил, чтобы его держали на руках, качали, перекладывали. Он учился хорошо держать голову и смотреть по сторонам. Лежа на животе, он мог приподняться на руках. С 4 до 8 месяцев он начал хватать предметы и знакомиться с собственным телом, а также со своими новыми физическими возможностями.

В 5—6 месяцев он мог сидеть в течение 10 минут, опираясь на подушку. Мускулы его спины уже были достаточно сильными, и он быстро смог сидеть без опоры. Сидя в высоком стульчике, он открыл для себя новый мир. К 7—8 месяцам он начал ползать, и время от времени, чтобы выработать у него чувство равновесия, вы его ставите на ноги, прямо, держа под мышками. Ему это очень нравится.

Вот уже много месяцев он изучает пространство, в котором живет, сначала взглядом, потом ползая, так как он обнаружил, что может перемещаться и двигаться в положении сидя. Он прополз километры на ягодицах или на животе, чувствуя себя более надежно, сидя на заду ему удобнее перемещать руками и ногами предметы, до которых он может дотянуться.

Оставаясь время от времени в манеже или свободно передвигаясь на четвереньках по всем комнатам дома или квартиры, он научился еще до года сам выпрямляться и стоять на ногах. Правда, это нелегко. Но это помогло ему двигаться по косой или в сторону, опираясь двумя руками о решетку манежа, о кухонные стулья или подушки дивана. Потом он повторил этот эксперимент, держась одной рукой. Потом он попробовал совсем отпустить руки, чтобы на несколько секунд оказаться стоящим без опоры и испытать свое чувство равновесия. В первый раз это длилось недолго. Скоро — но это случится не раньше, чем через много недель — он сможет контролировать работу своих мускулов, приобретет хорошее чувство равновесия, сможет координировать движения рук и ног: он начнет ходить.

Когда он начнет ходить?
Хотя у всех детей это происходит по-разному, но все же все дети начинают ходить с 12 до 18 месяцев. После многомесячной тренировки ваш ребенок будет держаться на ногах без посторонней помощи. Но все придет в свое время. Его физические способности (тонус, мускулатура), его бесстрашие и воля приведут к тому, что он начнет ходить более или менее рано и более или менее легко. Не существует определенного возраста, когда начинают ходить. Некоторые дети уже в 4 месяца требуют, чтобы их поставили, и все время прыгают стоя. Другие в 9 месяцев предпочитают спокойно сидеть. Каждый развивается в своем ритме, и все, что вы можете,— это поддерживать ребенка в его стараниях, бесполезно требовать от него слишком больших усилий в его развитии и стремлении передвигаться.

Он должен быть сам эмоционально готов начать ходить, и это означает для него, помимо всего прочего, отдалиться от родителей, главным образом от матери, от которой он до сих пор был очень зависим. В средйем ребенок начинает ходить в возрасте с 12 до 15 месяцев, но некоторые начинают в 10 месяцев, а другие — только в 18 месяцев. Не существует никакой корреляции между временем, когда ребенок начинает ходить, и развитием его интеллекта, но открытия и исследования, которые становятся возможными, когда ребенок начал ходить, естественно, способствуют развитию его любознательности. Если ваш малыш в 18 месяцев упрямо отказывается ходить, поговорите с врачом, чтобы найти причину этой задержки, которая может быть банальной, семейной, или наоборот, вторичной, производной от какой-то более сложной причины.

Ваш ребенок сначала сделает несколько случайных шагов, с расставленными ногами, и потом, не умея присаживаться, упадет, чтобы остановиться, или усядется, сделав два-три шага. После первых неловких шагов ему понадобится недели две, чтобы ноги стали держать его увереннее, и начать делать настоящие шаги, не рывками, которые плохо скоординированы, почти свободно и равномерно. С этого момента посыплются падения и синяки, чаще всего неопасные, так как ребенок достаточно гибок. Вы сможете убедиться в его храбрости: несмотря на множество бесплодных попыток, он будет неуклонно продолжать.

Когда ребенок научился ходить, родители обычно уверены, что он развивается нормально, и это наполняет их гордостью. Увидев, что ваш ребенок пошел сам, вы можете испытать некоторую ностальгию. Если это так, не волнуйтесь, ваш ребенок еще сильно нуждается в вас! Будьте рядом с ним, когда он завоевывает свою независимость.

Нужно ли ему помогать?
Вашего ребенка подстегивает удовольствие делать открытия, но ему понадобится сделать много усилий, чтобы твердо держаться на ногах. Он без устали падает и снова встает. Он шатается, но мужественно начинает снова, он двигается наугад, но дух исследования побеждает.
Дайте ему две руки, когда он будет ходить, чтобы он чувствовал себя увереннее, потом одну руку, беря его по очереди то за одну, то за другую руку, чтобы одна и та же рука не уставала. Можете помочь ему сохранять равновесие, поддерживая его стоя босиком на земле. Поддерживайте его сзади, потихоньку раскачивая корпус вправо, потом влево.

Не торопите события. Подбадривайте его голосом и взглядом, пусть он уйдет подальше от вас, успокаивайте его, пусть он чувствует уверенность. Дайте ему возможность делать открытия и побеждать трудности без вашей помощи, в то же время заботясь о его безопасности. Вы увидите, что он отправился на четвереньках в угол комнаты, уцепился за край дивана и старается подтянуться на руках, опираясь сначала на одну ногу, потом на другую. Ягодицы отставлены назад, кажется, они сейчас притянут его к земле, не дадут распрямиться. Наберитесь терпения, дайте ему время как следует поэкспериментировать, не прерывайте его. Он будет чувствовать себя счастливым под вашим любящим и восхищенным взглядом, гордиться своими успехами.

Вы должны выполнять три обязательных правила: следить за полной безопасностью вашего ребенка, защищать ваш собственный мир, направлять и поощрять опыты малыша.
Старайтесь всегда соблюдать эти основные принципы, а также предвидеть опасности, чтобы ребенок мог их избежать. Уберите вне пределов досягаемости опасные и хрупкие предметы (хозяйственные приспособления, кухонную посуду, безделушки и др.). Твердо запретите входить в некоторые комнаты, подходить к окнам (рядом с окнами не должно быть стульев), на лестницы (сделать загородку), к электрическим розеткам (закрыть). Закройте на ключ (и уберите ключ) вредные вещества, хозяйственные препараты и лекарства. Обратить также внимание на углы столов и каминов и др. если вы запрещаете ему что-то нематериальное, что вы обозначаете словами, скажите: "Я не хочу, чтобы ты..." очень просто, но твердо, согласовав запрет с отцом или другими лицами, которые ухаживают за ним.

Если вам удалось создать для ребенка пространство, свободное от ловушек, вам нет необходимости все время стоять за его спиной, чтобы защищать его при помощи большого количества запретов (их слишком много, чтобы их можно было выполнить). Тогда у него действительно будет пространство для игры и исследования, где он может заниматься своими экспериментами, которые могут и сделать больно, но всегда будут полезны. Вы должны знать, что самые ловкие дети — это не те, которых усиленно заставляли ходить или совершать чудеса ловкости под непосредственным наблюдением родителей и которые поэтому рискуют стать трусливыми и бояться неизвестности. Ребенок может узнать свои способности и их пределы только на собственном опыте, он начинает понимать возможности своего тела, а также возможности внешнего мира. Оставаясь бдительной, вы должны в то же время дать ему возможность под вашим наблюдением проявить инициативу. При этом предусмотрен некоторый запланированный риск. Доверяйте ребенку: он научится быть осторожным.