Все для детей

Первый раз в детский сад

Поступление в детский сад или подготовительный класс становится первым настоящим расставанием ребенка с семейной средой. Оно глубоко изменяет содержание игр и мир его отношений и позволяет готовиться к школе, получая новые навыки. Прежде чем совершить в шесть лет рывок в "большую школу", ваш ребенок может извлечь большую пользу от пребывания в детском саду или подготовительном классе: как правило, в течение трех лет, чтобы как следует подготовиться к обучению в начальной школе, при помощи педагогики, приспособленной к его стадии развития, и в подходящем окружении.

В принципе, некоторые детские группы принимают детей с двух лет, в зависимости от наличия свободных мест. Но структуры, существующие на местах, не всегда могут обеспечить удачное вхождение таких маленьких детей в новую жизнь. Несмотря на смекалку, которую проявляют некоторые дети, у них другой режим дня, чем у более старших детей, особенно это касается дневного сна. Кроме того, они должны уметь проситься на горшок. Поэтому результаты в течение первого года не радуют, и ответственные лица не поощряют такого раннего поступления детей в школу. Учитывая важность первого контакта ребенка со школой, подождите по возможности, когда ребенку исполнится три года.

Чтобы подготовить ребенка к важному событию поступления в школу, объясните ему, для чего нужно ходить в школу, какие преимущества ребенок получит от этого. В зависимости от характера ребенка, расскажите ему о школе то, что может его привлечь. Для одного это будет местом, где он будет играть с детьми своего возраста, у него появятся друзья. Он будет там слушать музыку, сможет двигаться на большом пространстве. Другому больше понравится мысль быть взрослым, пойти туда, где уже учится его брат или сестра. Подкрепите ваши рассказы конкретными деталями (учительница поможет, если у него будут трудности с надеванием обуви; там делают много забавных вещей, но в то же время нужно соблюдать некоторые правила, нельзя делать все, что хочешь, и когда хочешь).

Во время ваших прогулок вы можете пройти с ним путь до садика. Обязательно пойдите туда с вашим ребенком, он откроет для себя свой новый мир, и вы потом можете вспоминать о садике по конкретным деталям, которые вы видели вместе с ним. Вместе с вами он посетит многие места, в которых он будет находиться, когда поступит в садик. Он увидит классную комнату, мебель, приспособленную к росту ребенка, игрушки, детскую посуду, кукол, плюшевые игрушки, детские конструкторы и игрушки, которые ему уже знакомы — головоломки, кубики, кисточки и карандаши, книги. Он увидит комнату отдыха, маленькие кроватки для дневного сна, столовую, туалеты по росту детей. Он увидит двор для прогулок и все приспособления: маленькие домики, горку, приспособления для лазания. Наконец, он встретится со своей будущей воспитательницей и другими взрослыми, которые будут заниматься с ним в течение года.

Что бы вы ни делали, весьма вероятно, что в первый день не миновать слез. Постарайтесь не драматизировать ситуацию, успокойте ребенка: скажите, что вы понимаете его, сохраняйте улыбку и будьте раскованы. Если у вас есть возможность проводить ребенка в классную комнату, покажите ему игрушки, которые обычно интересуют его, постарайтесь вызвать его любопытство к новым игрушкам, с которыми он сможет познакомиться. Подведите его к знакомому ребенку из вашего дома. Поцелуйте его на прощание и поручите заботам воспитателей.

Найдите момент, когда она будет свободна, и поговорите с ней. Как только вы увидите, что она взяла его в свои руки, начала заниматься с ним, вам лучше всего сразу уходить.

Да если ваш ребенок казался вам общительным, в первые дни, а может даже и недели у него могут возникнуть трудности. Стойко выдерживайте плач и отказ идти в сад, важно приучить ребенка регулярно посещать его. Постарайтесь так организовать свои дела, чтобы вначале самой приходить за ним, если потом за ним будет приходить кто-то другой. Разрыв с семейной средой очень велик, и ребенок, который кажется вполне приспособившимся в первые дни, может закапризничать через несколько недель, когда пройдет привлекательность новизны. Считается, что полная адаптация наступает через два-три месяца.

Детский сад никак нельзя считать местом, где за ребенком просто присматривают. Целью детского сада является развитие всех способностей ребенка, как умственных, так и физических, чтобы помочь сформировать его личность, дать ему все шансы для будущих успехов.

В течение трех лет, предшествующих школе, ребенок откроет для себя мир коллектива, со своими правилами. Он будет сталкиваться с другими детьми, которые станут его друзьями или с которыми он вступит в конфликт, который он научится урегулировать при помощи воспитателей. Он станет достаточно самостоятельным, чтобы учиться в школе, которая займет четверть его жизни. Он приучает к школе. Ребенок учится следовать правилам жизни в коллективе, у которой свои требования, свое расписание, свой режим. Ему придется подчиниться новым ритуалам (игры, разрешенные воспитателем, гимнастика, обед, прогулка, игры на детской площадке утром и вечером, в помещениях), каждое из которых имеет свое назначение, и он будет его знать.
Он приучает к общению. Ребенок открывает для себя "другого", того, с кем он будет разговаривать, играть, вместе что-то предпринимать, но также и ссориться, чтобы продолжать формировать свою личность.
Он учит разным вещам. Если ребенок что-то делает в форме игры, это не значит, что это обязательно отдых и развлечение: при помощи игры ребенок учится думать и тренирует все свои способности.

Было бы глупо считать, что ребенок в детском саду непрерывно рисует и играет. Каждый воспитатель использует четыре типа деятельности, по очереди, каждый день, в соответствии с режимом детей.

• Устное и письменное высказывание. Воспитатель старается создать ситуации общения и обмена при помощи слов и индивидуальных действий или действий в маленьких группах: начать рассказ или рисунок. Игры с пением, песенки и считалки предназначены для тренировки голоса и упражнения в артикуляции слов. Прослушивание музыкальных пьес позволяет идентифицировать звуки и усовершенствовать слух ребенка. Упражнения в рисунке развивают движения руки и знакомят ребенка с письмом: например, он должен рисовать маленькие кружочки, палочки, раскрасить изнутри по контуру рисунок. Он будет горд, когда научится писать свое имя.

• Физические упражнения.  Ребенку важно знать свое тело и свои физические возможности. Сеансы "преодоления опасности" научат его преодолевать препятствия, трудность которых рассчитана. Некоторые действия способствуют свободному самовыражению — бегать, прыгать, ползать, кататься... но учат также соблюдать ритм. Такие приспособления, как ходули, мячи, помогают улучшить
координацию движений. Тело ребенка с удовольствием подчиняется танцам, свободным позам и др.

• Научная и техническая деятельность. Сажать цветы, наблюдать прорастание семян, создавать предметы, вырезая, склеивая, складывая. Монтировать и размонтировать разные устройства, все это, ужасно нравится детям. Распределение предметов по принципу формы, цвета, сравнение, создание маленьких коллекций, не забудем организацию пространства (класс разделен на несколько зон — библиотека, художественная мастерская, уголок кукол, уголок игр и др.), все это понемногу подводит к изучению математики.

• Художественная и эстетическая деятельность. Целью является развитие творческих способностей и воображения путем овладения инструментами и методами: ребенок знакомится со всеми формами искусства (живописью, скульптурой, фотографией, музыкой)
при помощи репродукций, видео и даже посещения музеев и выставок.