Все для детей

Учимся читать

Учителя применяют разные методы обучения чтению. В детском саду они учат ребенка узнавать свое имя среди других имен или зрительно находить несколько знакомых слов. Потом они применяют общий визуальный подход, а также способ, при котором они помогают ребенку разделять слова и произносить буквы и слоги одного слова: это — алфавитный фонологический, или традиционный, метод. Сочетание этих двух подходов позволяет научиться хорошо читать.

Перед тем, как научиться бегло читать, ребенок обычно проходит четыре стадии. В конце первого года серьезного обучения он обычно осваивает основы чтения, которые потом будет совершенствовать.
Параллельно ребенок учится  писать, следуя тем же методам. На стадии чтения, называемого алфавитно-фонологическим, ребенок пишет по фонетическому принципу, на следующей стадии его орфография все более согласуется с правилами языка.

• Первый этап: "псевдочтение". Эта первая фаза обучения чтению называется так, потому что ребенок не различает слово, но догадывается о нем при помощи окружающих. Сначала он начинает узнавать несколько слов благодаря контексту, в котором они
появляются. Например, он различает марки продуктов — Эссо, Данон — в их общественном контексте. Это псевдочтение ничего не дает ребенку для обучения чтению.

• Второй этап: логографическое чтение. Ребенок узнает несколько слов, форма которых ему стала знакома, так же как при логотипах. Он может узнать свое имя, слова "мама", "папа", но он все еще не различает буквы алфавита, и поэтому не может
прочитать незнакомое слово.

• Третий этап: алфавитное фонологическое чтение. Ребенок учится разбивать слово и таким образом читать слова, которых он не знает. Он может определить буквы и слоги и соединить их соответствующим образом. Он знает, что п + а = па, м + а = ма
и др.

• Последняя стадия: орфографическое чтение. Ребенок сразу узнает все слово, не потому, что он идентифицирует его форму, как это было на стадии логографического чтения, а потому, что он быстро расшифровывает цепочку букв, из которых оно состоит. Он может теперь сказать по буквам и, следовательно, написать правильно малоупотребительные слова.

Могут появиться некоторые трудности: ребенок томится над упражнениями в чтении, которые он считает каторгой. Или он покорно соглашается делать уроки, но ограничивается тем, что читает наизусть страницу, выученную сегодня, и встает, будучи не в состоянии расшифровать следующую страницу. В других случаях он с трудом разбирает буквы, путая некоторые из них — "б" и "д", "м" и "н", или меняет их местами — но он не может прочитать сочетания согласных, таких, как "гн", "кн", "тр" или путает гласные. Иногда кажется, что он совершенно не понимает того, что читает.

• Как проявляется дизлексия? Ребенок с нормальным умственным и психомоторным развитием может страдать особым видом расстройства, связанным с обучением чтению и орфографии. Это нарушение может проявляться на разных стадиях обучения чтению: например, ребенок не может преодолеть стадию логографического чтения и не может освоить алфавитно-фонологического чтения. В некоторых случаях он осваивает фонологическое, но не может освоить орфографического чтения. В отдельных случаях это нарушение, называемое дизлексией, или дизорфографиёй, появляется только на втором году обучения. Ребенок читает довольно хорошо, но очень медленно. Он ошибается в узнавании букв, особенно в длинном тексте, и с трудом понимает то, что он читает.
Одновременно у него трудности с орфографией, которые говорят не только о плохом усвоении правил грамматики, но о плохом узнавании звуков. Некоторые ошибки в диктантах очень характерны для этого нарушения. Например, ошибки в звуках: "морши" вместо "моржи" и др. Ошибки в разделении слов: "флюгера нешумят" вместо "флюгера не шумят", "комне" вместо "ко мне". Ошибки того, что называют гомофонами, потому что их произношение не различается: "луг" и "лук". Смешение грамматических категорий. Ребенок с дизлексией и дизорфографиёй не может уловить смысл фразы, он соединяет части слов и слоги без всякой логики, пишет, например, "Мыпо шли" вместо "Мы пошли". Он путает род и число существительных.

Каковы причины дизлексии?
Происхождение этих нарушений еще точно не известно. Некоторые исследователи считают, что они связаны с микроскопическими нарушениями в некоторых участках мозга. Другие видят в ней прежде всего наследственную аномалию, другие относят все за счет психологических проблем. До единодушия пока далеко. Просто отмечено, что дизлексия чаще поражает мальчиков, чем девочек, встречается чаще у детей с запоздалым развитием устной речи и у тех, чьи родители имели в детстве те же проблемы.
Ребенок с дизлексией нуждается в поддержке!

Если ваш ребенок столкнулся с трудностями во время обучения чтению и письму и не может их решить во втором триместре первого года обучения, полезно, поговорив с учительницей, обратиться к врачу. Он посоветует вам проверить зрение ребенка у офтальмолога, и, если здесь все в порядке, необходимо обратиться к логопеду, который оценит ситуацию. Такие дети есть во всех странах, во всех социокультурных слоях. Причиной нарушений языка, которыми они страдают, является не лень и не метод обучения, применяемый учителем. Не нужно обвинять ребенка, у которого трудности с чтением или с орфографией, наоборот, надо его поддержать, стимулировать решение проблем, обратившись к помощи логопеда. Важно, чтобы ребенок не зафиксировался в положении школьной неудачи, унизительной и неприятной, которая отразится на семейных и дружеских отношениях. Логопед применяет методы лечения, направленные на преодоление трудностей обучения языку, письменному и устному, с которыми могут сталкиваться дети. Сеансы логопедического обучения длятся тридцать—сорок пять минут, два раза в неделю. Применяемое по назначению врача логопедическое обучение может продолжаться несколько месяцев или несколько лет, в зависимости от нарушений, которыми страдает ваш ребенок.