Все для детей

Молоко и Пикассо

Конечно, все мы разные. И с этим ничего не поделаешь. Мы воспринимаем проявления своей натуры как данность, приговаривая: «Уж такой я есть». Но откуда, откуда возникает эта стройная и всякий раз неповторимая система предпочтений, привычек и свойств характера?.. Почему одному больше нравится шелест листвы в тишине леса, а другому — стук колес и завывание ветра? Почему на вкус и цвет товарищей нет?

Мало кто из нас помнит себя годовалым и даже двухлетним карапузом. Наши представления о собственном младенчестве в основном складываются из рассказов родителей. Едва ли можно вспомнить, были ли вы плаксой или соней в трехмесячном возрасте. А уж тем более — какого цвета были обои в детской, и какие именно деревья росли вдоль аллеи, где мама гуляла с вами. Можно было бы решить, что, раз так, то никакого влияния на личность подробности первого года жизни не оказывают. Однако это не так.



У ребенка в первые годы жизни не сформирован механизм, который мы называем памятью, ведь он связан прежде всего с представлением о времени как о последовательности событий и впечатлений. Для ребенка все происходит впервые, поэтому никакой почвы для логических построений у него нет. (Согласитесь, что все наши умозаключения возникают на основе опыта. Не зная, к примеру, что такое квадрат, невозможно сказать, что стол квадратный.)

В то же время впечатления ребенка от всего нового настолько сильны, что их можно назвать потрясениями. И эти впечатления-потрясения не могут исчезнуть бесследно — их сохранит очень развитая у ребенка память чувств и эмоций, чуждая логике памяти рассудочной. А поскольку настроение ребенка прежде всего определяется тем, хорошо ли он чувствует себя физически, то впечатление от одной и той же игрушки у двух разных детей будет разным, если один из них голоден, а другой сыт! Так что у одного ребенка синий цвет игрушки свяжется с неприятным чувством голода, а у другого — с приятным чувством сытости. Нетрудно догадаться, кому из них в более сознательном возрасте синий цвет будет нравиться, а кому — нет.

Но хорошо, если речь идет об игрушках и синем цвете. В конце концов, неважно, какой цвет нравится ребенку, — синий или зеленый. Есть вещи гораздо более серьезные. Приведу пример. Уже в зрелом возрасте известного, состоявшегося писателя стали мучить приступы страха. Никаких видимых причин для их появления не было. Особенный ужас нагоняли на него гроза и сон, связанный с ней: будто очень сильно грохочет гром, и огромная рука отнимает у него жизнь. Он чувствовал, что уже начинает сходить с ума. Будучи очень хорошим психологом, этот человек проанализировал все свои симптомы и пришел к такому выводу: однажды, когда он был еще совсем маленьким, кормившая его мать отняла у него грудь во время сильной грозы. Отнимание от грудного молока — источника жизни для младенца — наложилось на ужасное впечатление от грозы и грома. И вот этот «двойной кошмар» всплыл в самый неожиданный момент. К счастью, осознание причины своей болезни помогло этому сильному человеку выйти из кризиса. Но на такое способен не каждый...

Конечно, невозможно профильтровать окружающую действительность через стерильную марлю своей заботы так, чтобы полностью оградить ребенка от негативных впечатлений. Но, безусловно, необходимо каждую минуту думать о том, что сейчас чувствует малыш, стараться уберечь его от неприятностей и помогать ему радоваться красоте мира. Ведь та же самая память чувств может вместить с вашей помощью огромное количество радостных открытий. Представьте себе, какие замечательные возможности открываются перед вами! Главное — используйте подходящий момент.

Ваш ребенок в хорошем настроении — значит, как раз сейчас вы можете показать ему то, что сами считаете красивым и интересным. Всякий ребенок любит яркие цвета. Почему бы вам не выбрать постеры с картинами импрессионистов — их краски наверняка привлекут внимание ребенка, и вам удастся совместить приятное с полезным. Включите спокойную классическую музыку во время кормления (только негромко), тогда и без того приятные минуты станут для вашего ребенка минутами приобщения к искусству. Пойте вашему младенцу любимые песни или романсы, читайте ему стихи, пусть даже серьезные, — главное, что он привыкнет к их ритмичному звучанию. Выберите именно то, что близко и интересно вам, поделитесь этим с ребенком, и взаимопонимание между вами будет расти и расти.

Только не пытайтесь навязывать что-либо малышу. Не заставляйте его слушать музыку только потому, что вы прочли эту статью. Если ребенок плачет, любая самая прекрасная музыка станет ассоциироваться у него с чем-то неприятным, и ему труднее будет полюбить ее, когда он подрастет. Вообще, не стоит огорчаться, если попытки заинтересовать ребенка чем-то, с вашей точки зрения важным, не удаются. Во-первых, все происходит постепенно. Может, в следующий раз ему понравится то, что вы предлагаете. Во-вторых, возможно, ему будет интересно что-то совершенно другое, ведь, несмотря на отсутствие опыта, ребенок уже к моменту рождения — индивидуальность. Дайте ему возможность выбирать. Может быть, Пикассо ему понравится больше, чем Ван Гог. В-третьих, может, вы просто выбрали неподходящий момент? Может, причина плача — не концерт Чайковского, а мокрые пеленки?

У вас есть возможность повлиять на формирование вкуса у вашего малыша. Пусть он с детства привыкает к красоте. Детская комната может стать для него волшебным миром, если она будет чистой, опрятной, уютной. Подумайте, ведь жирное пятно на стене может оставить неизгладимый след в его психике. Постарайтесь, чтобы даже самые обычные вещи вокруг него были красивыми. Для этого нужно только немного фантазии и ваша любовь. И еще: все это должно доставлять удовольствие не только ребенку, но и вам самим. Тогда ваша общая радость объединит вас как ничто другое.