Все для детей

Какая чудесная игра

С первых лет жизни игрушки, игры становятся для ребенка неизменными попутчиками его становления и взросления. Следует ли сразу же и всерьез проводить границу между девичьими и мальчиковыми забавами?

Игры разные бывают

Насколько разумно Всевышний разделил человеческие существа на мужчин и женщин - вопрос спорный. Однако, вольно или невольно, мы вынужденно служим сложившимся стереотипам и держимся в рамках пола.

С самых первых дней появления маленького человечка на свет родители уже готовы расставить соответствующие метки для своих дочерей и сыновей. Все начинается с выбора цветовой гаммы приданого для новорожденного: розовое - для девочек, голубое - для мальчиков. Дальше - больше: велюрового мишку для него, тряпичную куклу для нее, машинку с сиреной - мальчику, а лялю, которая слабо пищит «ма-ма», - девочке.

Безусловно, в выборе игрушек для мальчиков и девочек решающую роль играют традиции и устои того или иного общества. Однако не будем забывать, этот выбор в основном осуществляют не дети, а родители, опираясь на свой собственный опыт детства. Одни родители строго подразделяют игрушки, предназначенные только для мальчиков или только для девочек. Другие, как, например, двадцатилетняя Ольга, которая покупает своей годовалой дочке исключительно одни куклы и к ним всякую игрушечную утварь: домики, посуду и т.п., пытается поселить ребенка в «однобокий» мир. А вот Лена, молодая мама двухлетней Даши, наотрез отказывается покупать ей игрушечные «хозяйственные принадлежности»: утюги, кастрюльки, стиральную машину. Она считает, что ее дочь не должна зацикливаться на этом с детства, тем более, что сама мама не большая любительница домашних дел.

О, как мы часто забываем, что будучи детьми Адама и Евы, мы несем в себе два начала: мужское и женское. Так задача родителей в том и заключается, чтобы развить это в ребенке в соответствии с его наклонностями и основной направленностью. Как ни странно, мудрость и взвешенность решений в таких серьезных вопросах может быть свойственна и совсем еще молодым родителям.

Наташа и Олег, родители трехлетнего Саши и годовалой Алины, предпочитают покупать им только развивающие игрушки или вовсе «нейтральной» направленности: набор мелков и доску для рисования, дудочки, барабаны, простейшие конструкторы, кубики, пирамиды, - все то, что может занять не только руки, но и голову. Благодаря таким игрушкам, несмотря на мнения специалистов, в один голос заявляющих о том, что степень «умности» игрушки никак не влияет на повышение умственных способностей, у малышей появляется возможность проявить свои изначальные творческие способности, пытливость ума, сноровку и ловкость рук. Впрочем, вышеприведенное высказывание не отрицает и тот факт, что игрушка как таковая и развитие ребенка находятся в прямой зависимости друг от друга.

Мальчики и девочки начинают осознавать свою принадлежность к тому или иному полу только к двум годам, а в течение всего предыдущего периода времени любая игрушка для них - всего лишь безликий предмет освоения и использования.

Первый опыт

Оказывается, что все родительские старания, направленные на то, чтобы привить ребенку «надлежащие» наклонности путем подбора соответствующих игрушек, обречены на провал. Дело в том, что мальчики и девочки начинают осознавать свою принадлежность к тому или иному полу только к двум годам, а в течение всего предыдущего периода времени любая игрушка для них - всего лишь безликий предмет освоения и использования. Правда, справедливости ради стоит отметить, что таким образом у ребенка развиваются различные двигательные функции.

Двухлетнему Дане, например, доставляет особое удовольствие скидывать с дивана куклу своей старшей сестры, но прежде он ее трясет, переворачивает вверх ногами, исследует ее ушки, волосики и глазки, а потом уже смело отправляет «несчастную» в свободный полет. А маленькая Саша любит возить своих пупсиков на крыше автомобильчиков или строить для них что-то наподобие домика из пластмассовых кубиков. Правда, потом она с не меньшим удовольствием легким движением руки расшибает все свои творения. «Ну никакой логики!», - скажете вы и, быть может, даже с каким-то раздражением или недоумением. Не все так просто, мои дорогие! Наблюдая за собственными чадами, у вас есть уникальная возможность увидеть, где берет свое начало Инь и Янь.

В первые годы жизни игры, которые выбирают для себя мальчики и девочки, не имеют никакой половой направленности. Здесь скорее всего речь идет о характере: если ребенок спокойный, то и игры у него подобающие, а если он очень подвижен, то дым будет стоять коромыслом, и неважно, кто будет тому виной, мальчик или девочка. Вот почему родителям не стоит беспокоиться, если их сыну, например, нравится играть в куклы, а девочке в «мальчиковые» игры.

То же самое касается и их пристрастий в одежде и внешнем облике. Довольно часто молодые мамы обмениваются детскими одежками. Будьте осторожны с подобными дарами. Не навязывайте сыну розовый пуховый свитер лишь только потому, что он ему очень идет: «Вот бы еще бантик завязать, и будет вылитая девочка!» Не следует выдавать желаемое за действительное! Однако если ваш сынуля любит переодеваться в одежки старшей сестры, не стоит беспокоиться.

Куда больше вас должен насторожить тот факт, что он пристрастился разукрашивать свою мордочку содержимым вашей косметички или то и дело примеряет «фамильные бриллианты». «Какой ужас! Не смей этого делать!»- скажете вы и будете не правы. Лучше спокойно объяснить ребенку, почему этого делать нельзя, эти же рекомендации касаются и девочек, которые во всем стараются быть похожими на мальчишек: бантикам предпочитают ежик на голове, между шортами и юбочкой всегда выбирают первое и категорически отказываются играть в куклы, предпочитая гонять футбол с мальчишками.»

До двух лет мальчики и девочки с равным удовольствием могут играть в одни и те же игры: и в куклы и в машинки.

Дети Адама и Евы

Если верить библейским преданиям, то женщина произошла от ребра Адама, но дальнейшее развитие событий ясно свидетельствует о том, что Он и Она настолько разные, что по отношению к ним стало уместным такое выражение, как «сделаны из разного теста». То же самое можно сказать и еще о совсем маленьких детях Адама и Евы, так как их поведение и игры являются ярким тому подтверждением. К трем годам разница в занятиях мальчиков и девочек становится все существенней. Все более четко осознавая разность полов, малыши, в зависимости от этого, начинают самоутверждаться в своих играх. Все, что они видят, слышат вокруг, сознательно ими оценивается, и тем самым мальчики и девочки настраивают свое поведение на определенный лад.

И вот они уже начинают играть в дочки-матери, где девочка - всегда мама, а мальчики подражают взрослым дядям. Наблюдения специалистов-психологов свидетельствуют о проявлении различных тенденций в поведении мальчиков и девочек. Первые стремятся проявить свою физическую силу, они более агрессивны. Их игры занимают больше пространства, потому что мальчики очень подвижны, им свойственен дух соревнования, так как они хотят во что бы то ни стало доказать свое превосходство. Следует обратить внимание и на тот факт, что игра - лучшее средство усмирить излишнюю агрессивность ребенка, поэтому не бойтесь баловать своих малышей игрушечными пистолетиками, пластмассовыми шпажками и прочими милитаристскими штучками. В воображаемом мире игры они помогают мальчуганам чувствовать себя всесильными и уверенными в себе.

Девочки же, наоборот, предпочитают «спокойные» игры, где во всей полноте может проявиться их воображение. Конфликтные ситуации среди своих сверстников девочки предпочитают решать словом в отличие от мальчиков, которые, чуть что, пускают в ход руки. Алла Петровна Шаврина, воспитательница детского сада с двадцатилетнем стажем, убеждена в том, что игры детей, начиная с трех лет, во многом зависят от их половой принадлежности: «Когда мальчишка берет куклу, то его обращение с ней можно назвать даже жестоким. Он сразу же начинает выкручивать ей руки-ноги.. А если уж у него в руках оказалась детская коляска, то она в момент превращается в гоночный болид, который трудно остановить. Правда, потом юного гонщика приходится извлекать из первой же лужи или канавы.»

Поиски себя

Конечно же, природа берет свое, по не только... Не будем забывать и о том, что, начиная с двух лет, ребенок вступает в период «подражания и самоидентификации». Он уже может сказать про себя, кто он, мальчик или девочка. В три года малыши осознанно выражают свое предпочтение к мужскому или женскому полу в зависимости от своей собственной принадлежности. Дети во многом подражают своим родителям: мальчики непременно хотят быть похожими на пап, а девочки на мам.

Многие воспитатели детских садов говорят о том, что, наблюдая за игрой детей, можно совершенно точно составить себе представление об атмосфере, царящей в семье. Многие родители мечтают о том, чтобы собственные дети не унаследовали какие-то их недостатки. Однако от поведения самих пап и мам, от их слов и поступков во многом зависит судьба «будущих рыцарей и прекрасных дам».

Итак, нашим детям предстоит бороздить пространства мира, раз и навсегда разделенного на мужское и женское, иного не дано. Так значит, долг родителей состоит в том, чтобы их мальчики и девочки нашли в нем свое место. Игра - их верный в том спутник и помощник, ведь это всегда поиск, проба и, в конце концов, обретение себя.

Когда, как и во что играть?

1-3 месяца. Подвесные игрушки, небьющиеся зеркальца, игрушки, которые крепятся к коляске или кроватке. Погремушки, набивные игрушки черно-белых тонов, музыкальные шкатулки, большие разноцветные кольца.

4-6 месяцев. Надувные мячи, браслеты-погремушки, пищащие игрушки, кубики, бумажный серпантин, книги из ткани и картона.

7-9 месяцев. Плюшевые животные, мячики, убирающиеся друг в друга цилиндры, матрешки, прыгунки, большие куклы и куклы-марионетки, игрушки для ванной. Демонстрация различных предметов («такой большой») и игра в ладушки.

10-12 месяцев. Подвижные игрушки: игрушечные машинки, обычные предметы домашнего обихода вроде пустой коробки, большой ложки, игры в мяч.

13-15 месяцев. Игрушечный телефон, кувыркание, катание тележки или игрушечной лошадки, игра с чашками и прищепками.

16-18 месяцев. Песочница, простые музыкальные инструменты: барабан или бубен. Крупные разноцветные бусы, ящички с выскакивающими оттуда фигурками, мыльные пузыри.

19-21 месяц. Лошадка-качалка, сборные игрушки, игрушечные лопатки, большие фломастеры, детские автомобили, игры в воде, легкие картинки-загадки. Куличи-ки в песочнице, игра в салки и прятки.

22-24 месяца. Детские садовые инструменты и посуда для кукол, пластилин, наборы-конструкторы. Игрушечные поезда, телефоны, самосвалы и пожарные машины, а также старые журналы, корзинки, трубочки и емкости с закрывающимися крышками.

2-3 года. Трехколесный велосипед для начинающих, детский батут, роликовые коньки. Куклы и игрушечные коляски. Бутылочки, костюмчики, книжки для рисования, мольберт, цветные карандаши и фломастеры. Музыка, детский кассетный плейер, качели, книги и даже рисование пальцем. Детский футбол, столярный верстак и плавательный бассейн.