Все для детей

Ну-ка, пальчик, расскажи…

Многие со школьных лет помнят немудреные слова: "Мы писали, мы писали, наши пальчики устали". Небольшая гимнастика помогала расслабиться рукам и продолжить работу. А известно ли вам, что, выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение и с языка, губ? Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем детям, у кого трудности с речью.

Специальными исследованиями в Институте физиологии детей и подростков РАМН установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К четырем годам "зрелый" ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, оставляя другую свободной. По-научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением.

Но если у малыша проблемы с речью (задержка психомоторного развития), общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить, переключать внимание. А замечали, как у 4-6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику пальцев, а значит - улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям.



Проявите терпение и настойчивость! Для начала научите ребенка играм с пальчиками. Малыш 3-4 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнения вместе. Самое главное - четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности легкости движений.

В САДУ
Пальчик толстый и большой
В сад за сливами пошел.
(Кончик большого пальца ударяет в середину ладошки.)

Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Сложить пальцы в кулак, вытянуть указательный и показывать по разным сторонам.)

Средний пальчик очень меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Большой и средний пальцы сложить так, чтобы получился щелчок.)

Безымянный подбирает...
(Сгибать этот палец к ладошке, как бы подбирая что-то.)

А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(Округлить мизинец и стучать по столу, двигая ТОЛЬКО ИМ ОДНИМ, - рука спокойна.)

ЭТОТ ПАЛЬЧИК
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я, малыш.
(Разгибать кулачок по одному пальцу, придерживая те, которым еще не время распрямляться.)

ВЕЧЕР - УТРО
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
(Складывать по одному, начиная с мизинца, загибая их большим.)

Встали пальчики. Ура!
Им играть уже пора.
(Разогнуть все сразу.)

Для детей старше 4 лет добавляются новые упражнения.

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ
Большой палец, мягко отскакивая, подушечкой "здоровается" с подушечками остальных пальцев руки в такт слогам:
здрав - ствуй - те
при - вет
доб - рое - ут - ро
как - де - ла
(Варианты - каждой рукой отдельно, двумя одновременно.)

ГОНКИ
Указательный и средний пальцы "бегают" по столу: старт, побежали, финиш. (Варианты - каждой рукой отдельно, двумя одновременно.) Обратите внимание: плечи и спина должны быть свободными, нескованными.

ВОЛНА
Развернуть ладошки к лицу, вытянуть пальчики вверх. Под неторопливый счет начиная с большого пальца левой руки складывать по одному пальчику к ладошке (после левого мизинца наступает очередь правого). Затем разгибать пальцы начиная с большого на правой руке и дойти до большого пальца на левой.

УЛИТКА
Положить руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их. Пошевелить пальцами-рожками: вправо, влево, вниз, вверх.

ЕЖИКИ
Повернуть руки ладонями к себе. Одну сжать в кулак - ежик спит (следите за большим пальцем - он должен плотно обхватывать остальные). На другой растопырить пальцы, как иголки у ежика.

Скучно одному ежику, не с кем играть. "Тук, тук, тук", - постучал он иголкой-мизинчиком по другому - спящему ежику. Никак не просыпается! И сам уснул - сжался в кулачок.

Зато другой ежик проснулся... (Повторить те же действия и с ним.) Ежики не должны быть в одинаковой позе -если спит один, другой бодрствует. Начинайте упражнение медленно, со сказкой. Меняя позы у ежиков, убыстряйте темп.

МЯЧ
Кисть одной из рук зажата в кулак - это мяч. Другая играет роль плоской стенки. Бить и отскакивать мячом-кулачком по стене то одной, то другой рукой.

ПОНИК ЦВЕТОК
Раскрыть обе руки перед собой. Пальчики прямые и напряженные. Одна кисть вдруг поникла, полностью расслабившись. Попеременно менять напряжение и расслабление в руках. Следите, чтобы у "сильного цветка" все пальчики были напряжены, а у "поникшего", наоборот, кисть должна быть совершенно расслаблена, до кончиков пальцев.

МОЗАИКИ
Очень полезны те из них, где детали-гвоздики вставляются в отверстия. Хорошо, когда шляпки у мозаинок бугристые, угловатые. А знакомя малыша с азбукой, вырежьте буквы из шершавой бумаги (например, наждачной) или обоев с выпуклым рисунком, чтобы отыскивать нужную букву на ощупь. Это упражнение содержит в себе элементы массажа.